• FAQ
  • Какую роль должна играть аспирантура в общей системе высшего образования?

Какую роль должна играть аспирантура в общей системе высшего образования?

Вопрос о «встраивании» аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьей ступени, или третьего цикла (после бакалавриата и магистратуры) только недавно вошел в повестку дня Болонского процесса. Если соглашаться с такой постановкой вопроса, то нужно вводить в программы аспирантуры весомый образовательный компонент – насыщать аспирантуру определенными курсами. Какими и в каком объеме – это должны решать соответствующие профессиональные сообщества, в Российской Федерации прежде всего УМО. Вероятно, введение новых курсов в аспирантские программы потребует увеличения срока обучения в аспирантуре, поскольку даже и сейчас, когда образовательный компонент в аспирантуре минимален, количество аспирантов, успевающих в срок защитить диссертацию, невелико (в среднем порядка 20%; надо заметить, что там, где в аспирантуру поступают после завершения магистратуры, этот процент резко возрастает, достигая 70%). Важно не допустить ситуации, когда образовательный компонент аспирантуры вытеснил бы научно-исследовательский: аспирантура была и в обозримом будущем должна остаться основным каналом поступления в науку кадров высокой квалификации.

Печать E-mail