• FAQ
  • Сохранятся ли важнейшие функции кафедры при переходе вуза на «болонские принципы»?

Сохранятся ли важнейшие функции кафедры при переходе вуза на «болонские принципы»?

Начать надо с того, что уже сейчас в российских вузах студент прежде всего поступает на программу (программу направления подготовки/специальности); именно об этом делается запись в соответствующих документах наряду с указанием на факультет. Функция кафедр с этой точки зрения – обеспечить реализацию программы. За каждой кафедрой закрепляется определенный содержательный фрагмент программы, причем кафедры не обязательно принадлежат одному факультету, особенно если речь идет о междисциплинарной (мультидисциплинарной) программе. Каждая кафедра при этом вполне традиционно специализируется в той или иной научной области, что создает предпосылки для возникновения особых научно-педагогических школ, которые, собственно, и порождают специфику данного факультета, вуза, являются источником его уникальности и, отсюда, притягательности. Отдельный вопрос – вопрос о специализации студентов силами кафедры. В этом отношении Болонский процесс ничего не меняет в рамках магистратуры и аспирантуры – здесь специализация осуществляется вполне традиционно именно в рамках кафедр. Иная ситуация в бакалавриате, где, согласно ныне признанным в российской высшей школе принципам, специализация «не положена». Такая трактовка бакалавриата, скорее всего, является неправомерным перенесением на всю систему бакалавриата принципов ее сегмента в системе англосаксонской, где имеются максимально «широкие» квалификации «бакалавр гуманитарных наук» (Bachelor of Arts) и «бакалавр естественных наук» (Bachelor of Science). В действительности, однако, англосаксонская система знает и «узкий» бакалавриат (степени-квалификации бакалавр права, бакалавр ветеринарии, сельского хозяйства и т.д. и т.п.). В любом случае если, согласно и российскому Закону, и Болонской декларации, бакалавр должен быть востребован на рынке труда, не следует исключать для бакалавриата элементы специализации. При внесении поправок и дополнений в Закон о высшем профессиональном и послевузовском образовании необходимо предусмотреть специализацию для бакалавриата; естественно, что задача специализации будет решаться силами соответствующих кафедр. Следует заметить, что здесь речь идет о содержании и структуре соответствующих образовательных программ. Отражение специализации в документах об образовании – это отдельный вопрос. В принципе можно считать, что приложение к диплому дает достаточную информацию о полученной подготовке выпускника, поэтому узкие квалификационные характеристики излишни.

Печать E-mail